Новости

Патрубки для подключения установки пожаротушения к пожарной технике. Сколько и куда?

Каждый проектировщик АУП неизбежно сталкивается с этим при выполнении чертежа насосной станции пожаротушения:

  • по результатам гидравлического расчета АУП известен расход воды, необходимый для пожаротушения;
  • по этому расходу подобрана насосная установка;

… а далее возникают вопросы: как подключить эти насосы к передвижной пожарной технике? И сколько патрубков нужно вывести на фасад здания?

Обратимся к СП 485.1311500.2020 и к статье.
6.10.17. Насосная станция должна иметь не менее двух выведенных наружу патрубков с соединительными головками DN 80 для подключения мобильной пожарной техники с установкой в здании обратного клапана и опломбированного нормального открытого запорного устройства. Общее количество патрубков должно обеспечивать подачу расчетного расхода огнетушащего вещества. Соединительные головки должны быть снабжены головкой-заглушкой или расположены в нишах, имеющих металлические дверцы с внутренними замками, закрываемыми на ключ (один из ключей должен находиться в пожарной части, обслуживающей данный объект). Трубопроводная линия от патрубка должна иметь возможность подсоединения как на вход насосов, так и в подводящий трубопровод.

Судя по наличию такого требования, есть, как минимум, 2 алгоритма реализации подключения пожарного автомобиля к АУП при помощи патрубков:

1) Подключение в напорный коллектор. Очевидно, требуется в том случае, если насосная установка АУП неисправна/отключена, в общем, — не работает и свои функции по повышению давления не выполняет. Тогда вместо насосной установки АУП давление будут создавать насосы ПА.

2) Подключение на вход насосов. Вероятно, потребуется в том случае, когда насосная установка АУП все же исправна, однако есть проблема с подводом воды к насосным установкам по стационарным трубопроводным вводам в насосную (проблема с обводными задвижками на водомерном узле, например). Тогда ПА подключившись к городской сети смогут реализовать подачу воды на вход насосной установки АУП через трубопроводную линию от патрубков.
Для ответа на эти вопросы нужно понимать, что из себя представляет «мобильная пожарная техника», и какая техника есть в распоряжении пожарных в вашем регионе. Важно понимать, что постоянно (хоть и не так быстро, как хотелось бы) идет развитие и обновление парка пожарных машин.
Одна из первых пожарных машин. Самара, Россия, 1924 год.
Одна из первых пожарных машин. Самара, Россия, 1924 год.
Основная масса современных пожарных машин в нашей стране оборудованы насосом типа «ПН-40». производительностью — 40 литров в секунду. У каждой машины есть 2 «напорных» патрубка на пожарном насосе через которые она подключается при помощи рукавов к патрубкам АУП на фасаде здания. Получается, что по обеспечивается по 20 л/с на каждый патрубок.
Итог: 1 машина = 2 патрубка = 40 л/с.
Итог: 1 машина = 2 патрубка = 40 л/с.
Итог: 1 машина = 2 патрубка = 40 л/с.

Чем больше требуемый расход на АУП, тем больше потребуется патрубков (кратно количеству необходимых пожарных машин). Так, например, при требуемом расходе на пожаротушение 60 л/с – вроде как достаточно 3 шт. патрубков на фасаде, но поскольку для обеспечения требуемого расхода в любом случае нужно подключение двух пожарных автомобилей, то логичнее заложить на фасаде 4 патрубка – по 2 шт. для каждой машины.
В статье приведен пример только для ПН-40, но в распоряжении пожарных частей в вашем регионе в районе выезда вашего объекта могут быть в наличии и другие пожарные автомобили, например, с подачей 70 л/с и более. При необходимости можно учесть эти нюансы для конкретного объекта.

Соединительные головки какого размера нужно предусмотреть для подключения пожарных машин?

Требуемый типоразмер можно определить по пропускной способности пожарных рукавов:
Пожарный рукав
Пожарный рукав
Пропускная способность напорных пожарных рукавов диаметром 51мм — 10,5 л/с, диаметром 66мм — 17 л/с, диаметром 77мм — 23 л/с. Учитывая ранее сформулированный вывод: 1 машина = 2 патрубка = 40 л/с, получается, что удобнее рукава диаметром 77 мм. Как раз по одному такому рукаву предусмотрено на каждый «напорный» патрубок пожарной машины.
Полугайка на рукаве диаметром 77мм — ГР-80.
Полугайка на рукаве диаметром 77мм — ГР-80.
Полугайка на рукаве диаметром 77мм — ГР-80. На напорных патрубках подавляющего большинства пожарных автомобилей заводом-изготовителем предусмотрены полугайки ГМ-80. Следовательно, и для пожаротушения целесообразно устанавливать на фасаде полугайки ГМ-80 (они же — «патрубки для подключения мобильной пожарной техники» из вышеупомянутого п.6.10.17 СП 485).

Какое подключение трубопроводов предусмотреть от патрубков

  1. Вести разные трубы отдельно в напорный коллектор и отдельно во всасывающий;
  2. Либо одни и те же патрубки с возможностью переключения подачи между коллекторами в насосной?

В первом случае – хороший вариант, если патрубков немного и небольшой требуемый расход. Прибывшие пожарные уже при развертывании будут видеть в какую часть насосной подают ОТВ. Особенно если проектом будут предусмотрены соответствующие световые табло на фасаде (см. п. 6.10.18 СП 485).

Второй случай больше подходит для варианта, когда расход на пожаротушение большой и патрубков, выведенных наружу много. Тогда нужен специально обученный человек, который проследит положение и при необходимости произведет переключение запорной арматуры внутри насосной АУП.

В любом случае – выбор за проектировщиком. Нормативные требования соблюдаются и в том и в другом варианте.
Технологии